Вывески в Аланье теперь и для русских (фото А. Крыловой).
Зимнее городское море (фото моё).
Люди встречаются
Когда основательно куда-то переезжаешь, люди, которыми дорожишь, остаются на прежнем месте. Я в своей жизни много раз уезжала «с концами». Мой опыт таков: всем, кому мы интересны по-настоящему, и тем, кто нам очень дорог, судьба не дает уйти с нашей орбиты и через 10 лет, и через 30. Поэтому друзей и просто интересных людей вокруг с годами не убывает, а прибывает. Я называю их подарками.
Вот и здесь они появились практически с первых дней пребывания.
В их числе изумительная красавица из Волгограда, которая живет в Аланье около девяти лет. Она пишет картины, отлично знает турецкий, местные обычаи, лихо водит машину, полна участия и доброжелательности. Судьба свела нас случайно. Общение с ней, как посиделки у костра в непогоду. Тепло, светло, уютно, хочется греться и греться.
Еще один подарок - Вероника. Тоже молода и красива. А еще - стойкий оловянный солдатик, многое переживший, закалившийся, твердо стоящий на ногах. На своей машине она возила нас в российское консульство в Анталью. (Об этой поездке расскажу отдельно). В дороге и познакомились, да так, что расставаться с ней просто не хочу. И повод продолжать знакомство отличный. Она в короткий срок овладела турецким настолько, что теперь сама его преподает таким как мы - новоприбывшим. А еще выяснилось, что изумительное панно, которое висит у меня в спальне, (дети подарили на новоселье), это дело ее талантливых рук. Вот так и получилось — сначала мне перепала ее работа, а потом и автор подтянулся.
О мимолетных подарках
Еще есть Анита. Она армянка. Работает в бутике модной женской одежды, живет здесь больше двадцати лет. Общение с ней по любому поводу приятно. Быстро и профессионально выуживает из обилия нарядов то, что с удовольствием носишь потом и радуешься. Да и сам процесс покупки с чаем, веселыми разговорами, обнимашками — просто наслаждение! Еще есть Оля из Киева и Малика из Узбекистана, которые тоже поучаствовали в нашем обустройстве и вселили уверенность, что не так все страшно, как представлялось. Турки иногда очень удивительно реагируют на русских. Недавно на дорожке около дома, встретился мне пожилой седой турок. Поровнялся со мной, приостановился, приложил руку к груди и сказал «спасибо».
Анне и ее дети
Вероника задает домашнее задание. Закреплять грамматику лучше всего в тенистой беседке на набережной. Их там много, и почти в каждой кто-то отдыхает. Вот сегодня рядом чаевничали две молодые девушки. Огромный термос, варенье в розетках, какие-то плюшки-лепешки и оживленный, веселый разговор. Одна блондинка с непокрытой головой, другая турчанка в национальном платке и длинном платье.
Разобравшись с аффиксами «лар - лер», спустилась к морю. Оно подкатывалось под ноги бирюзово-прозрачными колбасками, вскипающими на мелководье мягкой белой пеной.
Ну просто кошачьи лапки, которые стараются уцепиться за ногу. Красотень! Так и шла вдоль прибоя, отскакивая от шаловливых «лапок», пока не дошла до турецкого семейства, (как оказалось — мама, сын и его жена). Они окликнули меня, поздоровавшись по турецки и улыбаясь. Я ответила и не успела оглянуться, как уже сижу с огромной кружкой ароматного чая на песке около лучащейся морщинками анне (мамы). Хорошо, хоть быстро сориентировалась, что если турки предлагают чай — отказаться, очень их обидеть. Молодая веселая жена протянула вазочку с сахором, произнеся - «чекер» и миниатюрную ложечку...
Через минуту мы оживленно общались. Жестами, словами, мимикой, улыбками. В результате я узнала, что они тоже живут в Кестеле. У анне семеро детей. В волнах бегает внучка. А всего внуков 15. Когда я сказала, что сибирячка, мужчина с улыбкой объяснил, что Сибирь -это красивые горы, реки, но очень холодно и жить нужно здесь. Засмеялись. Потом он сделал омывающий лицо жест и сказал: - русья, чок гюзель (красивые), Америка - замолчал и состроил гримассу хозановского попугая. Опять засмеялись. Спросили о моих детях. Приобретенных познаний мне хватило объяснить, что есть две дочери и сын. Что одна дочь и четверо внуков здесь в Аланье. Еще дочь и сын в России. Слушали, одобрительно кивали. А я до того разошлась, что достала конспекты и начала выуживать оттуда недостающие фразы и слова. В результате, поговорили о погоде море и солнце. Потом анне показала сыну и мне, что хочет сфотографироваться со мной. Он достал айфон, а она крепко меня обняла. Так обняла душевно, как Бабунька в детстве. Внутри потеплело, в глазах защипало, так душа среагировала на доботу излучаемую старой женщиной. Тепло попрощались, сказав друг другу гюле, гюле (еще увидимся). Домой шла с ощущением, что с родней пообщалась". продолжение следует.
Шестая часть - Записки новосела